ЛИТЕЙНЫЙ ПР., 6-А
Адрес: Литейный пр., 6-А
Дата постройки: 1731 - деревянная церковь
1738 - арх. Шумахер И. - деревянная церковь
1743 - арх. Шумахер И. - каменная церковь
1796-1800 - арх. Демерцов Ф. И. - ц. перестроена
1934 - арх. Безпалов И. Ф. - храм разобран, на его месте построено здание ОГПУ
На противоположной от Арсенала стороне Литейного проспекта когда-то возвышался Сергиевский всей артиллерии собор. Этот величественный храм украшал Литейную часть города в месте пересечения Литейного проспекта и Сергиевской улицы (ныне улица Чайковского).
Участок и строения
История храма начинается в 1731 году, когда на этом месте по указу Святейшего синода была возведена первая деревянная церковь во имя Сергия Радонежского. Она предназначалась для мастеровых Литейного двора и служащих Пушкарского приказа, из-за чего получила второе название — Артиллерийская церковь. Однако уже в 1738 году храм сгорел, и в следующем году был построен новый, также деревянный, по проекту архитектора И. Шумахера. Эта церковь была скромной, без архитектурных украшений и шпиля, и вскоре оказалась тесной для прихожан.
Участок и строения
История храма начинается в 1731 году, когда на этом месте по указу Святейшего синода была возведена первая деревянная церковь во имя Сергия Радонежского. Она предназначалась для мастеровых Литейного двора и служащих Пушкарского приказа, из-за чего получила второе название — Артиллерийская церковь. Однако уже в 1738 году храм сгорел, и в следующем году был построен новый, также деревянный, по проекту архитектора И. Шумахера. Эта церковь была скромной, без архитектурных украшений и шпиля, и вскоре оказалась тесной для прихожан.
В 1743 году, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны, началось строительство каменного храма по проекту того же Шумахера. Деревянную церковь перенесли в дворцовые слободы и освятили во имя Владимирской иконы Божией Матери. Новая каменная Сергиевская церковь с приделом Святого Николая была освящена 24 сентября (5 октября) 1745 года в присутствии императрицы. Храм имел один купол и одноярусную колокольню со шпилем, покрытые белой жестью, а его интерьер украшали трехъярусные иконостасы работы Л.А. Добрынина. Среди благотворителей церкви числились видные сановники, включая генерал-фельдцейхмейстера графа П.И. Шувалова и княгиню А. Ромодановскую. В 1763 году к храму пристроили придел Святого Архистратига Архангела Михаила.
Из истории строительства Собора всей гвардейской артиллерии
В конце XVIII века было принято решение перестроить церковь в соответствии с классическими архитектурными традициями. Проект был поручен архитектору Фёдору Ивановичу Демерцову, который в 1796 году, по приказу генерал-фельдцехмейстера князя П.А. Зубова, разработал план нового храма.
Из истории строительства Собора всей гвардейской артиллерии
В конце XVIII века было принято решение перестроить церковь в соответствии с классическими архитектурными традициями. Проект был поручен архитектору Фёдору Ивановичу Демерцову, который в 1796 году, по приказу генерал-фельдцехмейстера князя П.А. Зубова, разработал план нового храма.
Строительство длилось до 1800 года, и в результате на Литейном проспекте появился величественный трехпридельный каменный собор, выдержанный в строгих формах классицизма. Его композиция была четко сбалансирована: вытянутое прямоугольное здание увенчивалось полусферическим куполом, установленным на ротонде барабана, окруженной 24 коринфскими колоннами. Фасад, выходивший на Литейный проспект, украшал четырехколонный ионический портик с фронтоном, над которым возвышалась двухъярусная колокольня. Южный вход со стороны Сергиевской улицы также отмечен шестиколонным портиком. Архитектурная строгость дополнялась минималистичным декором фасадов, что подчеркивало монументальность сооружения.
25 сентября (6 октября) 1798 года был освящён Никольский придел, в ноябре того же года – придел святого Архангела Михаила, а 5 (16) июля 1800 года митрополит Амвросий освятил главный престол во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1803 году церковь получила статус собора и была названа «Собором всей артиллерии», поскольку его строительство велось на средства Артиллерийского ведомства. В 1831 году собор был передан в ведение Военного министерства, а с 1835 года, по указу императора Николая I, стал именоваться «Собором всей гвардейской артиллерии».
Внутреннее убранство собора соответствовало его военному статусу: стены и своды были расписаны сценами, связанными с историей русской армии, а иконостас главного придела был выполнен из дерева с резными Царскими вратами. В интерьере использовалась военная символика, а также хранились боевые реликвии, связанные с гвардейской артиллерией. В 1815 году храм украсили новыми росписями, позолотили капители коринфских пилястр, а по желанию Николая I на куполе появились золотые звезды.
В 1860-х годах академик Н.А. Зауервейд создал росписи на сводах, изобразив евангелистов и сцены из жизни Сергия Радонежского. В 1900 году генерал-фельдцейхмейстер великий князь Михаил Николаевич поручил архитектору В.И. Серкову расширить внутреннее пространство собора, а в 1913 году архитектор Л.Н. Бенуа добавил к зданию новую пристройку с северной стороны. В 1914—1916 годах художник А.Т. Платунов расписал притвор, купол и своды, а на северной и южной стенах появились полотна «Явление Божией Матери преподобному Сергию» и «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского». В 1915 году рядом с храмом была возведена часовня-усыпальница для павших офицеров-артиллеристов.
Святыни и реликвии собора
Собор, с момента его освящения в 1800 году и особенно после получения статуса главного артиллерийского храма в 1803 году, хранил множество святынь и боевых реликвий, отражающих его тесную связь с российской гвардейской артиллерией.
Одним из главных украшений храма был великолепный вызолоченный иконостас с резными Царскими вратами. В соборе также находился большой храмовый образ преподобного Сергия Радонежского, а на стенах северного и южного нефов были изображены сцены «Явление Божией Матери преподобному Сергию» и «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского».
Святыни и реликвии собора
Собор, с момента его освящения в 1800 году и особенно после получения статуса главного артиллерийского храма в 1803 году, хранил множество святынь и боевых реликвий, отражающих его тесную связь с российской гвардейской артиллерией.
Одним из главных украшений храма был великолепный вызолоченный иконостас с резными Царскими вратами. В соборе также находился большой храмовый образ преподобного Сергия Радонежского, а на стенах северного и южного нефов были изображены сцены «Явление Божией Матери преподобному Сергию» и «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского».
Среди особо почитаемых святынь храма выделялась знаменитая Троицкая ризница – роскошные облачения из вишневого бархата, расшитые золотом и украшенные крупным жемчугом. Эти ризы были пожертвованы храму князем Платоном Александровичем Зубовым, фаворитом Екатерины II, и, по преданию, были изготовлены из мундиров самой императрицы, в которых она принимала военные парады.
Собор также обладал редкими реликвиями, связанными с российскими монархами. Со времен императрицы Елизаветы Петровны здесь хранились ковчег с мощами, воздухи, образа и медные сосуды, использовавшиеся для освящения воды. В 1841 году генерал А.Х. Эйлер преподнес в дар серебряный ковчег в виде пятиглавого храма, размещенный в главном приделе.
Отдельное место среди святынь занимала Тихвинская икона Божией Матери, пожертвованная в церковь в 1792 году вдовою надворного советника Марией Стефановною Удаловой. Кроме того, для императора Александра I был изготовлен небольшой бронзовый киот, а иконы для него, по преданию, написал выдающийся художник Владимир Лукич Боровиковский. Над созданием заалтарного образа «Бог Саваоф» работал академик живописи Василий Шебуев.
Помимо духовных реликвий, собор служил хранилищем военной истории: здесь размещались трофейные знамена, оружие и другие боевые реликвии, свидетельствовавшие о славных победах российской артиллерии.
При храме также действовала богатая библиотека, в которой хранились редкие рукописные книги, многие из которых имели историческую и духовную ценность.
Сергиевский собор: духовное и культурное наследие
В 1832 году здесь состоялось крещение Марии Пушкиной, старшей дочери великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Предполагается, что еще ранее, живя неподалеку на Сергиевской улице, бабушка Михаила Лермонтова, Елизавета Алексеевна, а возможно, и сам поэт, посещали этот храм. Позже Сергиевский собор оставил след и в русской поэзии Серебряного века: Александр Добролюбов посвятил ему проникновенные строки:
Строго смотрят в окнах лица,
Строги думы стен высоких,
Строго вырезалась в небо
Церковь с темной колокольней.
Сергиевский собор: духовное и культурное наследие
В 1832 году здесь состоялось крещение Марии Пушкиной, старшей дочери великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Предполагается, что еще ранее, живя неподалеку на Сергиевской улице, бабушка Михаила Лермонтова, Елизавета Алексеевна, а возможно, и сам поэт, посещали этот храм. Позже Сергиевский собор оставил след и в русской поэзии Серебряного века: Александр Добролюбов посвятил ему проникновенные строки:
Строго смотрят в окнах лица,
Строги думы стен высоких,
Строго вырезалась в небо
Церковь с темной колокольней.
Собор был тесно связан с именами выдающихся духовных наставников. В 1800–1820-е годы его настоятелем был протоиерей отец Иоанн (Данков), а затем отец Иоанн (Раменский). В 1840-х годах здесь служил протопресвитер Василий Бажанов, наставник детей Николая I и духовник цесаревича Александра Николаевича. Он приобрел дом на Сергиевской улице (№ 44), находясь в тесной связи с приходской жизнью. В 1809–1823 годах здесь проповедовал христианский писатель Д.В. Малиновский, руководивший Библейским обществом. В 1849–1870 годах настоятель Н.М. Орлов основал духовное Сергиевское братство. В 1880-х годах протоиерей Д.И. Никитин вел духовные беседы, а с 1892 года почти 30 лет настоятелем храма был И.В. Морев, редактор журнала «Вестник военного и морского духовенства».
В 1869 году, по инициативе княгини Е.Э. Трубецкой, при храме был основан Сергиевский приют для призрения бедных детей в приходе преподобного Сергия.
О Сергиевском соборе оставил воспоминания художник Михаил Добужинский: «Если был большой праздник или Великий пост, мы с няней, гуляя по Литейному, по дороге заходили в маленькую изящную Сергиевскую церковь с золотым шпилем на колокольне и с синим куполом в золотых звездочках. Я помню панихиду по только что убитому Александру II. Церковь была переполнена народом с горящими свечами. Многие плакали, няня тоже, и я вместе с ней заплакал».
Закрытие и уничтожение храма
Сергиевский собор оставался действующим даже в бурные годы революции и Гражданской войны, однако в 1922 году его имущество подверглось конфискации в ходе массовой кампании по реквизиции церковных ценностей. Несмотря на это, храм продолжал принимать прихожан вплоть до 1932 года, а само здание, как памятник архитектуры XVIII века, номинально охранялось государством. В те годы даже существовали планы его реставрации, однако они так и не были реализованы.Закрытие и уничтожение храма
Сергиевский собор оставался действующим даже в бурные годы революции и Гражданской войны, однако в 1922 году его имущество подверглось конфискации в ходе массовой кампании по реквизиции церковных ценностей. Несмотря на это, храм продолжал принимать прихожан вплоть до 1932 года, а само здание, как памятник архитектуры XVIII века, номинально охранялось государством. В те годы даже существовали планы его реставрации, однако они так и не были реализованы.
31 мая 1932 года собор был закрыт, а вскоре начался его демонтаж. Здание передали в ведение строительного управления ОГПУ, и к 1934 году оно было окончательно разобрано. Часть материалов использовали при возведении нового административного здания, по проекту архитектора И.Ф. Безпалова, вошедшего в комплекс строений ОГПУ-НКВД. Именно к этому зданию спустя несколько лет будут стекаться толпы людей в надежде передать хоть что-то своим близким, попавшим в жернова репрессий. Среди этих людей была и Анна Ахматова, стоявшая здесь в очередях с передачами для своего арестованного сына. Именно эти трагические моменты она увековечила в своем «Реквием».